Туроператор с 1991 года
настоящее путешествие с интеллигентной компанией







Эльзас  /  Кольмар

Бывший монастырь доминиканок

Теплым весенним вечером, незадолго до молитвы, они высыпали из своих келий во дворик — подышать, поболтать, почитать, украдкой похихикать или с кротким видом послушать мать-настоятельницу. Поодиночке, парами, группками они бродят вдоль клуатра, и кто знает, что горит в душе каждой из них? Мечется ли между сестрами доведенная до отчаяния Сюзанна Симонен? Прячет ли слезы несчастная Элоиза? Молится ли за своих детей удалившаяся от света вдова? Мы не знаем, потому что попали сюда случайно, украдкой, и всего на пару минут.

Именно таким представил на своей картине монастырь Унтерлинден (couvent d’Unterlinden) художник Анри Лебер (Henri Lebert) в 1838 году, через полвека после закрытия обители, которая долгое время оставалась маленьким запретным островом в центре Кольмара (Colmar). Только в 1792 году Великая французская революция вынудила монахинь покинуть свой дом, разрушив тем самым один из крупнейших духовных центров в долине Рейна.

Его история началась в 1230 году, когда две молодые знатные вдовы удалились от мирской суеты и основали маленькую религиозную общину, состоящую из их родственниц, детей и слуг, в местечке Унтерлинден — в липовой роще, как свидетельствует название, в переводе с немецкого означающее ‘под липами’. В течение 20 следующих лет они периодически переезжали с места на место, но имя Унтерлинден кочевало за ними даже туда, где никаких лип не было уже и в помине.

В 1252 году дамы, официально перешедшие под крыло ордена доминиканцев, навсегда обосновались в центре Кольмара и приступили к строительству монастыря, который сегодня посещают многие туристы, совершающие во Франции туры по Эльзасу (Alsace). Монастырь посвятили Иоанну Крестителю, о чем, впрочем, знали немногие, потому что и новую обитель не называли иначе как Унтерлинден. Достаточно быстро возвели клуатр и дортуар для новоиспеченных монахинь, а в 1269-м торжественно освятили монастырскую церковь.

Вопреки распространенному мнению о том, что женщинам в Средневековье образование не полагалось, почти все сестры Унтерлиндена (исключая совсем древних старух) либо уже умели читать и писать, либо в обязательном порядке учились этому в стенах монастыря. Их образование было настолько полным, что доминиканки свободно вели богословские споры с братьями по ордену! В 1330 году настоятельница Катерина пишет хронику, в которую вошли жизнеописания первых 39 сестер, отличавшихся не только ученостью (их вклад в развитие рейнского мистицизма признается одним из крупнейших), но и пламенной верой, толкавшей их на настоящие подвиги аскезы.

Кроме высокодуховных прений, у монахинь находилось немало и повседневных забот, главной из которых была помощь нуждающимся. Летописи гласят, что в особо голодные годы сестры даже отказывали себе в пище, чтобы накормить бедных; огромные богатства престижного монастыря, в который поступали преимущественно дамы из аристократических семей, тратились либо на благотворительность, либо на украшение самой обители, которая разрасталась вплоть до самой революции.

В 1792 году доминиканский орден во Франции был расформирован, и 31 июля монахини получили приказ уехать из города. С тоской покидали они ставшие родными стены, с ужасом представляя его дальнейшую судьбу: казармы, склады, конюшни — революционеры не отказывали себе в удовольствии поглумиться над религией. Доминиканки были правы, монастырь ждали тяжелые испытания — и удивительные перемены, в чем убедятся все путешественники, заехавшие во время тура по Европе в Кольмар.

Дополнительные материалы раздела
Контроль качества Контроль качества
Обратный звонок

Онлайн консультант

Оставить заявку