Туроператор с 1991 года
настоящее путешествие с интеллигентной компанией







Эльзас  /  Кольмар

Изенгеймский алтарь

«Шедевр или не шедевр?» — задаются вопросом туристы, посетившие на отдыхе во Франции музей Унтерлинден (musée Unterlinden) в Кольмаре (Colmar). Изенгеймский алтарь, занимающий весь хор бывшей церкви монастыря доминиканок (couvent d’Unterlinden), слишком велик (3 м в высоту, 6 м в ширину), чтобы охватить его взглядом сразу. Три литургические развертки (в большинстве алтарей их две) стоят отдельно — и посетитель надолго застывает перед творением Маттиаса Грюневальда…

Кто, кстати говоря, этот Грюневальд? Художник, написавший между 1512 и 1516 годами Изенгеймский алтарь для церкви братьев-антонитов в Иссенайме (Issenheim). Остальные детали его жизни составляют долгий искусствоведческий детектив со множеством неизвестных: даже настоящее имя живописца — Готхарт Нейхарт — стало известно совсем недавно; Грюневальдом его начали звать только в XVII веке вследствие ошибки немецких историков.

Сцена «Распятие», которую являет закрытый алтарь, поражает даже атеистов: истерзанное тело Христа, изломанные пальцы сведенных судорогой рук и почти слышные стоны, срывающиеся с посиневших губ. Настоятель обители антонитов заказывал этот алтарь специально для больных, страдающих эрготизмом — отравлением спорыньей, или Антониевым огнем, очень распространенным в средневековой Европе. Несчастные мучились от невыносимых болей во всем теле и от разъедающих кожу язв, а созерцание страстей Спасителя должно было, по мнению священника, облегчать их муки…

В правой створке написан святой Антоний — покровитель болеющих эрготизмом (поэтому монахи-антониты занимались их лечением). В левой изображен святой Себастьян, который, по легенде, является автопортретом самого Грюневальда. Впрочем, другая легенда не менее авторитетно утверждает, что себя живописец нарисовал на третьей развертке в образе святого Павла. Кого выбрать — личное дело каждого зрителя, ведь учеными давно доказано, что Грюневальда на его полотнах нет.

На третьей же развертке можно увидеть призрак отравления спорыньей: написанный в правой створке «Искус святого Антония» полон самых ужасных чудовищ, что роднит Грюневальда с его современником Босхом, лучшие полотна которого можно увидеть, совершив в Испании тур в Мадрид. Утешение после этих ужасных картин приносили больным полотна второй развертки, которую (в отличие от первой и третьей) открывали всего несколько раз в год, и в эти дни в Исенайм стекались тысячи страдальцев, жаждущих исцеления. В этой композиции нет ни мрачных тонов, ни кошмарных видений. Радостные «Благовещение» и «Матерь Божия» разделены благостным «Хором ангелов», а сияющее «Вознесение» пророчило больным счастье в лучшем из миров — недаром воскресший Христос совсем не похож на измученного мужчину с «Распятия».

За грандиозными полотнами Грюневальда почти не видны скульптуры Николаса д’Агно, одного из виднейших мастеров той эпохи: святые Антоний, Августин и Иероним, Христос и апостолы. Этим фигурам из раскрашенного дерева почти полтысячи лет, однако до сих пор можно разглядеть мельчайшие детали вроде положения пальцев или выражения глаз, нервных складок на лице святого Августина... Приятный женский голос говорит что-то на заднем плане, а посетители вокруг начинают суетиться. Как, музей закрывается через 15 минут? Турист нехотя встает с банкетки, на которую даже и не помнит, как сел, и, оглядываясь через плечо, бредет к выходу, так и не решив: шедевр или все-таки нет?

Дополнительные материалы раздела
Контроль качества Контроль качества
Обратный звонок

Онлайн консультант

Оставить заявку