Туроператор с 1991 года
настоящее путешествие с интеллигентной компанией







Эльзас  /  Мюлуз

История Мюлуза: с XVIII века до наших дней

В 1798 году революционная волна докатилась из Парижа (Paris) до Мюлуза (Mulhouse), и то, что не получилось у императоров и королей, смогла сделать молодая республика: 3 января городской совет голосует за присоединение к Франции. Дело вовсе не в идеологических симпатиях: пользуясь тем, что дарованные казненным монархом привилегии можно не соблюдать, войска блокировали город; швейцарцы же решили в этот раз не рисковать и не торопились с помощью.

Впрочем, мюлузцы не очень печалились об утраченной свободе, потому что к тому времени в городе царили иные божества — индустрия и торговля. В начале XVIII века, раньше чем в самой Франции, здесь началась промышленная революция, и за сто лет Мюлуз превратился в крупнейший текстильный центр региона. Производство ситца, впервые организованное здесь тремя молодыми (им всем не было и 30 лет) мюлузцами, было поставлено на поток, вскоре получили развитие химия и машиностроение — и в начале XIX столетия город не называли иначе как французским Манчестером.

Город без преувеличения жил промышленностью, а его фактическими правителями были представители крупнейших индустриальных династий: Дольфюсы, Кёхлены и Шмальцеры — потомки тех самых трех юношей, организовавших первую городскую мануфактуру. По их инициативе строится рабочий городок: пока Париж только избавлялся от ветхого средневекового прошлого, Мюлуз воплощал новаторские идеи будущего о чистом городе с современными коммуникациями. Местные жители советуют приезжать сюда на отдыхе во Франции летом, когда цветут сотни ухоженных палисадников. Тогда же создается и другое лицо индустриального Мюлуза — престижный Новый квартал (Nouveau quartier) для промышленников и предпринимателей.

Присоединение к Пруссии в 1871 году прошло для города практически безболезненно, ведь, в отличие от других, Мюлуз был тесно связан с зарейнским соседом экономическими интересами. По этой причине во время Первой мировой войны здесь разгорелись отчаянные бои: просто так уступать индустриальный центр не хотела ни Германия, ни Третья республика, а страдали местные жители, которые состояли наполовину из «туземных» французов, наполовину — из переселившихся немцев. Точно так же статус промышленного сердца региона сыграл с Мюлузом злую шутку и во Вторую мировую, когда его бомбили сначала немцы, а потом союзники.

Начавшееся после войны восстановление было грубо прервано экономическим спадом 70-х годов, который в рабочем Мюлузе вылился в столкновения на улицах и нападения на тех, кого толпа сочла виновными (дом промышленников братьев Шлумпф, создавших музей «Автомобильный городок» (Cité de l'automobile), рабочие держали в осаде в течение трех дней). Следующие один за другим кризисы заставили местных жителей искать новые пути развития города — так Мюлуз неожиданно превратился в туристический центр. Крупнейшие тематические музеи, фестивали современного искусства, уличные арт-проекты — да, он вовсе не похож ни на традиционные фахверковые Страсбург (Strasbourg) и Кольмар (Colmar), ни на какой другой город, что можно увидеть во время экскурсионных туров по Европе. Но к этому он никогда и не стремился: город-бунтарь, вечный подросток Мюлуз так и не изменился за прошедшую тысячу лет.

Дополнительные материалы раздела
Контроль качества Контроль качества
Обратный звонок

Онлайн консультант

Оставить заявку