Туроператор с 1991 года
настоящее путешествие с интеллигентной компанией







Общая информация о Санкт-Петербурге  /  История Санкт-Петербурга

История Санкт-Петербурга. Часть 6

Восстание декабристов 1825 года стало переломным событием в истории России и Петербурга. «Православие, самодержавие, народность» — при Николае I эта триада была воплощением консервативного вектора развития государства, что, впрочем, не отменяло научно-технического прогресса. В 1833 году закончилось строительство Обводного канала, тогдашней южной границы города, в 1834 году воздвигнута Александровская колонна, в 1837 году была открыта первая в стране железная дорога между Петербургом и Царским Селом, в 1839 году — Пулковская обсерватория, где на отдых в Питере 2015 можно побывать с экскурсией. Благовещенский мост, возведенный в 1850 году и ставший первым постоянным мостом через Неву, окончательно объединил Васильевский остров с центром столицы.

Своеобразная двойственность Петербурга, отмеченная Пушкиным в «Медном всаднике» (1833 год), в том же году была блестяще охарактеризована Гоголем в повести «Невский проспект»: «борьба мечты с существенностью». Внешний лоск города не отменял внутренних социальных противоречий, что наиболее наглядно проявится в разночинном «Петербурге Достоевского» и особенно в «Братьях Карамазовых» (1879 год), в которых столица уже напрямую воплощает собой все «страхи и ужасы» России.

Как ни странно, такое апокалиптическое видение существующих противоречий было напрямую связано с реформами Александра II, в том числе с отменой крепостного права и реформой образования. После 1861 года Петербург из чиновничьего города быстро стал городом студентов и рабочих, прибывших на новые заводы: Балтийский корабельный, Невский машиностроительный, Обуховский сталелитейный. Градостроительные планы не успевали за потребностями общества — несмотря на то, что доходными домами (уже с «классическими» дворами-колодцами) были застроены Невский и Литейный проспект, набережные канала Грибоедова, Мойки и Фонтанки — уже в 1858 году в столице проживало уже 495 тысяч человек, а через 30 лет — 955 тысяч человек.

В 1852 году для публики был открыт Эрмитаж, в 1850-х годах были возведены Московский, Балтийский и Варшавский вокзалы, а в 1870 году — Финляндский. К концу 1870-х годов почти все улицы были вымощены булыжником и освещены газом, в 1879 году на новом разводном Литейном мосту появились первые электрические фонари, а в 1882 году была построена первая телефонная станция. Морской канал от Кронштадта до устья Невы, прорытый к 1885 году, позволил перенести порт со стрелки Васильевского острова на Гутуевский остров, и в гавань города смогли заходить суда с большей осадкой.

К концу XIX века Петербург стал не только одним из основных промышленных и культурных центров Европы, но и центром развития революционного движения. Рост недовольства становился критическим, и формальные улучшения уже не удовлетворяли общество. Произведения блестящих литераторов того времени и деятельность художников-передвижников были не в состоянии дать, как это было раньше, исчерпывающие ответы на вопросы времени. Прежние властные методы не работали: убийство Александра II и последующее «закручивание гаек» Александром III, в отличие от усиления реакции после восстания декабристов, привели к обратным последствиям. В 1907 году на месте убийства Александра II был освящен храм Спаса на Крови, который сегодня обязательно стремятся включить в свою программу туров по России большинство гостей Санкт-Петербурга, но обществу уже требовались иные герои.

Контроль качества Контроль качества
Обратный звонок

Онлайн консультант

Оставить заявку