Италия. Ферра

Туристическая компания TRAVEL PLAN

Туристическая компания TRAVEL PLAN

Италия. Ферра

Феррара - великолепный, чудесный город, в полной мере сохранивший свой многовековой дух. Средневековые улочки, струящиеся по старой части города, образованы старинными домами, на каждом углу встречаются церкви, построенные семейством д'Эсте - могучим родом, на протяжении нескольких веков отстраивавшим свою столицу (с 1240 по 1597 год).

С наступлением железного века (1500 - 500 до нашей эры) исторически доказано, что в VI веке до нашей эры тосканские Этруски перешли Апеннинские горы и заселили равнину реки По. Здесь они подчинили себе разные племена, заняли или основали разные города, в том числе город Спина, вблизи реки По и Адриатического моря. Уже сама история этого города говорит нам, что жизнь на территории нынешней Феррары, преимущественно на каналах или в речных портах, достигла определенной стабильности и играла важную роль, в силу экономических связей с Грецией, осуществляющихся через море. Все это доказывается тысячами ваз и изделий, преимущественно греческого производства, которые в настоящее время хранятся в Ферраре, в Археологическом музее Спины.

Причины кончины города Спины неизвестны. Возможно, в результате выпавших осадков, принесенных рекой По, город затопило, а жители Спины расселились по соседним территориям. Похоже, именно они и являются первыми постоянными жителями территории, где впоследствии развивалась Феррара - в 50-ти километрах от Спины.

753 год - официальная дата рождения Феррары: к этому времени относится упоминание о том, что город стал столицей лангобардского герцогства. По всей вероятности, один век назад город являлся византийской крепостью ("каструмом"). В 986 году город уже укреплялся стенами, замками. В 1135 году был построен Собор. В это время была обнародована первая конституция "свободной коммуны", которая действовала больше двух столетий. С тех пор между знатными семьями в городе началась борьба за власть.

К XII веку в истории города появилась новая семья - маркизов (впоследствии - герцогов) д'Эсте, или Эстенси. Обиццо д'Эсте первый переселился в Феррару в 1184 году и, стремясь расширить свою власть, начал искать себе приверженцев в соседних городах. Первый период власти д'Эсте характеризуется внутренними разногласиями и враждой со Святым Престолом (Папством), который на несколько лет доверяет правление города Роберту Анжуйскому. Однако, после примирения с Папством, семья д'Эсте укрепляет свою власть. В 1385 году Никколо II построил величественный Замок для внутренней и внешней обороны, а Альберто Ш удалось добиться от Папы значительных привилегий. При Эрколе I осуществляется расширение города к северу - так называемое "Геркулесово прибавление", творение гениального архитектора и урбаниста Биаджо Россетти.

Дворец д'Эсте был огромным, хорошо укрепленным фортом. Сейчас в нем располагается музей, посвященный роду д'Эсте, причем очень интересный для посетителей, явно сделанный с желанием рассказать об истории города как можно больше. Согласно истории, написанной в музее, про какие-либо осады этой неприступной крепости не говориться ни слова, зато мужчины рода женились только на принцессах крови - старались, как могли, породниться с королями. Изабелла Арагорнская, Лукреция Борджия, Анна Валуа - все они были женами герцогов д'Эсте. Портреты членов семьи писали знаменитые художники, в их числе Леонардо да Винчи.

В 1391 году строится здание Университета, а феррарские литературные кружки этого времени остаются яркими образцами культуры итальянского Возрождения. Благодаря щедрости и обходительности герцоги д'Эсте привлекали к своему двору поэтов (Ариосто, Тассо, Боярдо), художников, юристов. С учреждением "Третьей Академии д'Эсте" Феррара становится крупнейшим центром итальянской театральной и музыкальной жизни. Живопись в Ферраре не могла не испытывать влияние венецианской школы. Политические и коммерческие связи между Феррарой и Венецией способствовали появлению школы, где смешивались различные течения, благодаря таланту объединялись фантазия и реализм представителей этих городов.

Самый выдающийся из них - Козме Тура, выразительные и яркие картины которого обрамлены пышной архитектурной рамкой. Его современником был Франческо дель Косса, близкий к итальянскому живописцу Пьеро делла Франческа; а в творчестве Эрколе де Роберти выражаются и нежность Пьеро и краски венецианской школы, вместе с отблесками североевропейской живописи. После него яркими представителями этой школы были Лоренцо Коста, Панетти, Маццолино, Ортолано, Гарофало и Доссо Досси.

Период Возрождения был для города и его культуры временем полного расцвета. При всех разорениях, принесенных войнами, опустощениях вследствие чумы и голода, меценатство семьи д'Эсте постоянно поддерживало город, и его архитектурный облик продолжал развиваться. Дома и дворцы создавались в разных стилях, свидетельствуя о кипучести и богатстве общественной жизни. И по сей день за этими зданиями ведется наблюдение и уход. В некоторых находятся важные музеи.

1598 год означает конец независимости государства д'Эсте: Феррара отошла к Папской области. Герцогов заменили Римские папы, которые правили эти провинции по феодальным законам, посылая сюда своих кардиналов-губернаторов. С 1796 года город потерпел сначала оккупацию войск Французской Республики, потом - Цизальпинской. По Венскому трактату 1815 году Феррара была возвращена Папству, но с оккупацией австрийского гарнизона. Это был сложный и трудный период в жизни города, который не мог найти свою роль в составе разделенной Италии, под властью соседних государств - Испании, Франции, Австрии.

После присоединения к Сардинскому (1860 год, а с 1861 года - Итальянскому) королевству, Феррара разделила судьбу Италии: прошла через период фашистского режима и освободилась от него 25 апреля 1945 года. После войны, уже в составе Итальянской Республики, город приобретает новый облик, благодаря трудолюбию населения. Развивается промышленность, строительство. В деревнях поля вместо конопли покрылась фруктовыми культурами.

Еще одна достопримечательность города - Дворец Скифаноя (изгоняющий тоску) - стоит на окраине города и представляет собой длинное здание с узкими окнами, напоминающее всю тот же укрепленный замок. Там можно посмотреть на фрески под названием "Месяцы" на астрологическую тему, сделанные несколькими феррарскими живописцами (Косимо Тура, Франческо дель Косса, Эрколе Роберти). Рядом расположена прекраснейшая церковь Девы Марии на Vado (раньше там была речка с таким названием). Церковь знаменита чудотворными явлениями, освящена Папой Римским, но главная икона - византийская, такая же, как и наша Богоматерь. Феррара - город, который стоит посетить для понимания истории жизни итальянского государства в послеримский период и во время расцвета других итальянских государств. Недаром город был включен ЮНЕСКО список мирового культурного наследия.

В Ферраре родились выдающиеся кинематографисты, всемирно известные режиссеры и хорошие актеры. Журналист Флорестано Ванчини начал свою режиссерскую деятельность в 1960 году, снимая фильм "Долгая ночь 43-его года", действие которого имеет место в Ферраре, в трагический период последней войны. Впоследствии Ванчини снимал "Горькую любовь" и другие фильмы, в том числе телевизионные фильмы на исторические и политические темы. Режиссер Микеланджело Антониони начал свою деятельность документальными фильмами, например, "Люди с По". Позже, в 1960 году, обратился к художественному фильму - "Хроника одной любви". С тех пор активно работает и считается мастером мирового кино. Он часто выбирал местом действий своих фильмов территорию Феррары.

Фолько Куиличи признан специалистом мирового значения в области фильмов о путешествиях и документальных фильмов. С 1954 года, когда он снимал фильм "Шестой континент", стали известны его работы "Последний рай", "С Апеннинов до Анд", "Океан", "Италии, увиденной с неба". Мастер искусств Карло Рамбальди сначала был скульптором и живописцем, потом проявил себя как конструктор искусственных электронных роботов. Его мастерство в создании технических трюков и специальных эффектов было трижды удостоено премией "Оскар". Он принял участие в съемках таких фильмов, как "Кинг-конг", "Алией", "И. Т." и других.