Туристическая компания "Travel Plan — DSBW"

Храм Тхаба-Ерды Храм Тхаба-Ерды

(ID: 156453)

Описание

Тхаба-Ерды — один из главных претендентов на звание самого древнего христианского храма России. Внешне неприметный, расположенный на зеленом холме возле дороги на Вовнушки, с XVIII века и по сей день он вызывает ожесточенные споры среди ученых. Официально его датируют VIII—IX веками. При этом в храме соседствуют орнаменты VII и XII веков, а рядом с ними, чтобы уж окончательно всех запутать, лежат плиты с грузинскими письменами, начертанными шрифтом конца X века. Вдобавок многие называют Тхаба-Ерды храмом царицы Тамары, которая активно строила в XII веке христианские церкви к северу от Кавказского хребта. Самое интересное, что правы могут быть все ученые одновременно. Подобно готическим соборам, Тхаба-Ерды возводился и перестраивался сотни лет, а потому является «слоеным пирогом» из напластований разного времени. К тому же недавние раскопки показали, что под ним сохранились остатки еще более древнего храма, возможно появившегося на пару столетий раньше. Конец развитию Тхаба-Ерды положила эпоха монгольского владычества, когда связи с Грузией ослабели, и христианство ушло из Ингушетии. Ремонтировать храм продолжали и позже, но не шибко подкованные в христианских канонах мастера ставили блоки как придется, что нередко приводило к путанице. Так, знаменитая композиция в арке западного фасада собрана из «кубиков», относящихся не только к разным изображениям, но и к разным эпохам. В центре арки сидит низенький человечек с крестом за головой, и в нем очень непросто опознать Иисуса. Фигура слева отсутствует, а справа от Христа возвышается бравый бородач в роскошных одеждах, положивший ладонь на рукоять меча. Это — ктитор, спонсор строительства храма. Как тут не вспомнить полотна эпохи Возрождения, на которых рядом с распятым Спасителем выстраивалась целая шеренга заказчиков картины, щеголявших изысканными камзолами! Вторую фигуру обнаружили в одном из горных селений. Сознательный крестьянин спросил археологов, не нужна ли им странная плита, он приспособил ее как подпорку в своем курятнике. Из-под недовольных несушек извлекли изображение епископа Георгия в епитрахили и с кистями винограда на плечах. Сейчас оно хранится в Ингушском государственном музее краеведения.

Даже отказавшись от христианства, ингуши продолжали испытывать к храму неизменное уважение. Именем Тхаба-Ерды клялись, его камни обрызгивали кровью жертвенных животных, чьи головы прибивали прямо к стенам церкви. После жертвоприношения горцы пировали на священном холме, пили пиво и состязались в джигитовке. По преданиям, в эпоху позднего Средневековья здесь заседал Совет старейшин — своеобразный парламент, решавший все важные вопросы жизни ингушского народа. В конце XIX века путешественники писали, что, завидев издали этот храм, ингуши падали ниц. Любой человек мог оставить в Тхаба-Ерды ценные вещи в уверенности, что их тут никто не тронет. В пору засухи мужчины собирались в храме, снимали папахи и молили бога о ниспослании дождя. Как и для многих других святынь доисламского времени, народ придумал о Тхаба-Ерды «исламизирующую» легенду. Говорили, что он возведен «христианскими шейхами» на месте, где сам Пророк зарыл священный Коран величиной с мельничное колесо, спущенный с неба на золотых цепях. Новая красная крыша храма смотрится вопиющим анахронизмом. Местные жители наперебой рассказывают легенду о том, что в лихие 90-е ее предшественницу расстреляли пьяные вертолетчики. В действительности же храм стоял без кровли до 1960-х годов, когда реставраторы разобрали и заново возвели его стены, а затем построили над ними временную крышу. Та продержалась несколько десятков лет, но, в конце концов, не выдержала местных ураганов. — Работать в этом храме очень тяжело, — вспоминает археолог Умалат Гадиев. — Даже летом приходилось надевать зимние вещи. Хотя и ходили разговоры о том, что в здание стреляли, думаю, это неправда. Виноваты сильнейшие ветры — в этом месте пересекаются ущелья, ведущие с севера на юг и с запада на восток. Там зачастую даже стоять было невозможно. Если вам откроют одну из вечно запертых дверей и впустят внутрь, вы увидите пылинки в косых солнечных лучах, грубые деревянные стропила и каменную купель, которую зачем-то поставили на место алтаря. Но даже если удача вам не улыбнулась, унывать не стоит. У вас будет больше времени, чтобы рассмотреть как следует древние изображения зверей и воинов, помещенных древними реконструкторами в совершенно случайных местах, и вволю побродить по руинам пристроек — когда-то Тхаба-Ерды имел форму креста и в нем было целых четыре внутренних зала. Название храма — до сих пор большая загадка. Грузинский археолог Гиви Гамбашидзе считает, что изначально оно звучало как «Фома-Ерды» — Храм святого Фомы — и лишь со временем преобразовалось в нынешнее. Вторая версия, высказанная еще в 1865 году, заключается в том, что название храма — искаженное ингушское «Храм двух тысяч святых». Правда, почему их две тысячи и кем они были, остается только гадать. Наконец, ингушский ученый Ибрагим Дахкильгов расшифровал это слово как «Храм глаза бога», но и в такой версии хватает допущений. Так что, похоже, тайну древние создатели храма унесли с собой.

 

Поделиться: