Италия. Ватикан

Туристическая компания TRAVEL PLAN

Туристическая компания TRAVEL PLAN

Ватикан. Италия.

Город-государство Ватикан расположен на территории Рима и лежит на правом берегу Тибра. В древние времена на его территории, носившей название Агер Ватиканус, располагались цирк и сады Нерона. В 1929 году, на основании Латеранских соглашений между Католической церковью и итальянским государством, город, в котором сосредоточены ценнейшие сокровища архитектуры и искусства, насчитывающий несколько сотен жителей, стал независимым государством Ватикан. Папа, будучи главой Римско-Католической церкви, обладает всей полнотой законодательной, исполнительной и юридической власти.

Город Ватикан является абсолютно независимым от государства Италии, хотя и поддерживает с ним тесные дружеские связи. Так, он выпускает собственные почтовые марки, имеет собственную железнодорожную сеть, связанную с сетью итальянских железных дорог, и издает собственную газету "Оссерваторе Романо", распространяемую на территории всей Италии. Кроме того, город имеет собственную службу охраны, так называемых карабинеров, и с XVI века собственную жандармерию - знаменитых "швейцарских гвардейцев", являющихся личной охраной папы; они до сих пор носят старинную униформу, выполненную, возможно, по рисункам Микеланджело.

На территории Ватикана расположены площадь Святого Петра, Собор Святого Петра и Ватиканские художественные музеи. Знаменитые Священные врата открываются самим папой раз в 25 лет. Площадь Святого Петра приобрела всемирную известность благодаря тому, что на нее выходит грандиозный и поистине уникальный Собор Святого Петра. Поразительны размеры площади (огромный эллипс, наибольший диаметр которого равен 240 метров.) и ее планировка, осуществленная по гениальному проекту Лоренцо Бернини, придашему площади с помощью монументальных боковых колоннад особое символическое значение. Эти колоннады, расположенные полукругом вдоль коротких сторон площади, состоят из четырех параллельных рядов колонн тосканского и дорического ордера, образующих три внутренних прохода.

Над антаблементом возвышаются 140 огромных статуй Святых. Здесь также представлен герб папы Александра VII, явившегося инициатором создания площади, в центре которой возвышается обелиск в окружении двух фонтанов. Получивший в средние века название "игла", обелиск был привезен в Рим из Гелиополя императором Калигулой. Нерон установил его в своем цирке, место которого сейчас занимает Собор Святого Петра. В различные периоды реставраций и перепланировок площади "игла" стояла рядом с собором, и только в 1586 году она была установлена в центре площади архитектором Доменико Фонтана, использовавшим для этого сложную систему подъемных механизмов.

Здесь принял мученическую смерть и был захоронен Апостол Петр. При папе Анаклете на этом месте была построена небольшая базилика-усыпальница. В 324 году император Константин заменил скромную усыпальницу на базилику в стиле, характерном для раннехристианских церквей Рима. Завершенная в 349 году Констанцием, сыном Константина, эта базилика со временем значительно обогатилась за счет щедрых даров пап и богатых жертвователей. Именно здесь, в этой базилике Константина, Карл Великий в 800 году принял корону из рук папы Льва III, а вслед за ним здесь же были коронованы императоры Лотарь, Людовик II и Фридрих III.

Тысячу лет спустя после ее основания базилика Святого Петра превратилась в руины, и только при папе Николае V, по совету Леона Баттисты Альберти, началось восстановление и расширение базилики на основе проекта Бернардо Росселино. В самый разгар строительства, когда началось возведение новой кафедры, все работы были прекращены в связи со смертью папы Николая V.

И только в 1506 году при папе Юлии II строительные работы были возобновлены. Большая часть бывшей базилики была разрушена Браманте (получившим титул мастера-разрушителя), который решил построить здание заново в современном классическом стиле: то есть здание должно было иметь в плане греческий крест, по образцу Пантеона. За полвека в строительстве собора участвовали, сменяя друг друга, зодчие Фра Джокондо, Рафаэль, Джулиано да Сангалло Младший и, наконец, Микеланджело, который видоизменил проект Браманте, увеличив размеры собора и увенчав его огромным куполом.

Вслед за Микеланджело здесь работали такие мастера, как Виньола, Пирро Лигорио, Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана, которые строго следовали принципам, завещанным Микеланджело. Затем, при папе Павле V, было решено вновь перепланировать здание базилики, вернувшись к идее латинского креста. С этой целью архитектор Карло Мадерна добавил с каждой стороны здания по три капеллы и продлил неф до размеров современного фасада, ставшего предметом конкурса проектов, в котором одержал победу Мадерна. Работы были начаты им в 1607 году и завершены в 1612 году. Для строительства потребовались "целые горы травертина из карьеров Тиволи".

Фасад собора поражает своими мощными формами, торжественной ритмикой коринфских колонн и пилястров центрального портала и боковых арок. Верх украшен девятью балконами. Венчающим элементом является традиционный аттик с балюстрадой, на которой возвышаются тринадцать огромных статуй Апостолов, Христа и Иоанна Крестителя. И, наконец, над всем этим доминирует величественный купол с мощными нервюрами - творение Микеланджело. По обеим сторонам его расположены два меньших купола, венчающих капеллы Грегориана и Клементина, выполненные Джакомо Бароцци да Виньола.